Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 31 июля 2002 года № 136

Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики

(В редакции Законов КР от 6 июля 2007 года № 97, 11 июня 2008 года № 114, 18 июля 2008 года № 155,
24 февраля 2009 года № 62, 25 февраля 2009 года № 69, 3 марта 2010 года № 41, 23 июня 2011 года № 55,
7 июля 2014 года № 114)

 

Настоящий Закон определяет сферу компетенции, форму и способ деятельности, процедуру избрания и освобождения от должности Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики.

 

Глава I
Общие положения

 

Статья 1. Парламентский контроль Омбудсмена (Акыйкатчы) за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина

 

Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Кыргызской Республики и в пределах ее юрисдикции на постоянной основе осуществляет Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики (далее — Омбудсмен (Акыйкатчы), который в своей деятельности руководствуется Конституцией, настоящим и другими законами Кыргызской Республики, а также международными договорами, вступившими в силу в установленном законом порядке, участницей которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Закона КР от 23 июня 2011 года № 55)

 

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

 

Сферой применения настоящего Закона являются отношения, возникающие при реализации прав и свобод человека и гражданина лишь между гражданином Кыргызской Республики, независимо от места его нахождения, иностранцем либо лицом без гражданства, которые находятся на территории Кыргызской Республики, и органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

 

Статья 3. Цель контроля Омбудсмена (Акыйкатчы) за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина

 

Целью контроля Омбудсмена (Акыйкатчы) являются:

1) защита прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией и законами Кыргызской Республики, международными договорами и соглашениями, ратифицированными Кыргызской Республикой;

2) соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина субъектами, указанными в статье 2 настоящего Закона;

3) предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина или содействие их восстановлению;

4) содействие приведению законодательства Кыргызской Республики о правах и свободах человека и гражданина в соответствие с Конституцией, международными стандартами в этой области;

5) улучшение и дальнейшее развитие международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

6) предупреждение любых форм дискриминации по реализации человеком своих прав и свобод;

7) содействие правовой информированности населения и защита конфиденциальной информации о частном лице.

 

Глава II
Порядок избрания и освобождения от должности Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

(Название главы в редакции Закона КР от 6 июля 2007 года № 97)

 

Статья 4. Требования к кандидату на должность Омбудсмена (Акыйкатчы) и его избрание

 

  1. Омбудсменом (Акыйкатчы) может быть избран гражданин Кыргызской Республики, владеющий государственным и официальным языками, не моложе 30 и не старше 65 лет.
  2. Омбудсменом (Акыйкатчы) не может быть избрано лицо, имеющее судимость за совершение преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.
  3. Правом представления кандидатуры на должность Омбудсмена (Акыйкатчы) обладают парламентские фракции.

Парламентские фракции для избрания на должность Омбудсмена (Акыйкатчы) представляют не более трех кандидатур от каждой фракции.

  1. Омбудсмен (Акыйкатчы) избирается на должность Жогорку Кенешем тайным голосованием с использованием бюллетеней.
  2. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 7 июля 2014 года № 114)
  3. Омбудсмен (Акыйкатчы), его заместитель считается избранным, если за его кандидатуру проголосовало большинство от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 депутатов Жогорку Кенеша.
  4. Если ни одна из кандидатур не набрала необходимого количества голосов депутатов, то проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов. Избранным во втором туре голосования считается кандидатура, набравшая большинство голосов от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 голосов депутатов Жогорку Кенеша.

В случае если ни одна из кандидатур во втором туре не набрала требуемого для избрания числа голосов депутатов, то проводится третий тур голосования по одной кандидатуре, получившей наибольшее число голосов депутатов, но не достаточное для избрания число голосов депутатов.

По итогам третьего тура избранным считается кандидатура, набравшая большинство голосов от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 голосов депутатов Жогорку Кенеша.

Если в третьем туре кандидат не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводятся новые выборы с выдвижением новых кандидатур.

Если во втором туре обе кандидатуры набрали равное количество голосов депутатов от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 голосов депутатов Жогорку Кенеша, то проводится переголосование по этим двум кандидатурам. По итогам переголосования избранным считается кандидатура, набравшая большинство голосов от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 голосов депутатов Жогорку Кенеша. В случае если по итогам переголосования обе кандидатуры опять получают равное количество голосов, то выборы считаются несостоявшимися и проводятся новые выборы с выдвижением новых кандидатур.

Если в первом туре более двух кандидатур получили равное количество голосов от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 голосов депутатов Жогорку Кенеша, выборы по этим кандидатурам проводятся в режиме первого тура. В случае если повторяется результат предыдущего голосования, то выборы считаются несостоявшимися и проводятся новые выборы с выдвижением новых кандидатур.

Процедура голосования по избранию кандидатуры на должность Омбудсмена (Акыйкатчы) не может быть перенесена на следующее заседание Жогорку Кенеша.

  1. Если достаточного для избрания количества голосов не получил ни один из кандидатов, не ранее 14 и не позднее 30 дней со времени голосования проводятся повторные выборы.
  2. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 7 июля 2014 года № 114)
  3. Омбудсмен (Акыйкатчы) избирается за тридцать дней до окончания срока полномочий его предшественника.
  4. В случае досрочного прекращения полномочий по причинам, указанным в статье 7 настоящего Закона, выборы нового Омбудсмена (Акыйкатчы) должны состояться в месячный срок.
  5. По истечении срока полномочий Омбудсмен (Акыйкатчы) остается на своем посту до момента вступления в эту должность его преемника.
  6. Омбудсмен (Акыйкатчы) избирается сроком на 5 лет.
  7. Одно и то же лицо не может занимать должность Омбудсмена (Акыйкатчы) более двух сроков подряд.
  8. Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики имеет не более двух заместителей, избираемых сроком на 5 лет. Заместителей избирает и освобождает от должности Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по представлению Омбудсмена (Акыйкатчы). Заместители Омбудсмена (Акыйкатчы) избираются с учетом требования гендерного представительства, установленного законодательством.

(В редакции Законов КР от 6 июля 2007 года № 97, 18 июля 2008 года № 155, 24 февраля 2009 года № 62, 3 марта 2010 года № 41, 23 июня 2011 года № 55, 7 июля 2014 года № 114)

 

Статья 5. Присяга

 

  1. При вступлении в должность Омбудсмен (Акыйкатчы), заместители Омбудсмена (Акыйкатчы) на заседании Жогорку Кенеша приносят присягу следующего содержания:

«Я (имя и фамилия), вступая в должность Омбудсмена (Акыйкатчы), заместителя Омбудсмена (Акыйкатчы), торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, не совершать действий, умаляющих авторитет института Омбудсмена, соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики и руководствоваться справедливостью и собственной совестью. Обязуюсь действовать независимо, ответственно и непредвзято, в интересах прав и свобод человека и гражданина».

  1. Омбудсмен (Акыйкатчы), его заместители считаются вступившими в должность с момента принесения присяги.

(В редакции Законов КР от 6 июля 2007 года № 97, 3 марта 2010 года № 41)

 

Статья 6. Правовой статус Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

  1. Омбудсмен (Акыйкатчы) независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Вмешательство в его деятельность, воздействие на него в любой форме запрещаются и влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  2. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Кыргызской Республики не прекращает, не ограничивает и не приостанавливает деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы).
  3. Омбудсмен (Акыйкатчы) в период срока своих полномочий и по их окончании не может подвергаться преследованиям и быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, действия или бездействие, совершенные им в период исполнения своих полномочий.
  4. Омбудсмен (Акыйкатчы) обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий, и без согласия Жогорку Кенеша не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут обыску или личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством Кыргызской Республики для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Омбудсмена (Акыйкатчы) распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Заместители Омбудсмена (Акыйкатчы) также не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке без согласия Жогорку Кенеша.
  5. В случае задержания Омбудсмена (Акыйкатчы) на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Генеральную прокуратуру. Генеральная прокуратура уведомляет об этом Жогорку Кенеш, которое должно принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Жогорку Кенеша на задержание Омбудсмен (Акыйкатчы) должен быть немедленно освобожден.
  6. При получении согласия Жогорку Кенеша уголовное дело в отношении Омбудсмена (Акыйкатчы) может быть возбуждено только Генеральным прокурором.
  7. При наличии угрозы для жизни и здоровья Омбудсмена (Акыйкатчы) ему и его семье обеспечиваются защита и безопасность.
  8. Статус Омбудсмена (Акыйкатчы) несовместим с мандатом депутата Жогорку Кенеша или депутата местного кенеша. Омбудсмен (Акыйкатчы) не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой деятельности. Настоящий пункт распространяется и на заместителей Омбудсмена (Акыйкатчы).
  9. Во всех случаях несовместимости Омбудсмен (Акыйкатчы) должен прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, до принятия им присяги. В случае невыполнения им установленного требования, его полномочия прекращаются и Жогорку Кенеш избирает нового Омбудсмена (Акыйкатчы).
  10. (Исключен в соответствии с Законом КР от 11 июня 2008 года № 114)
  11. В случае досрочного прекращения полномочий и освобождения от должности в связи с окончанием срока полномочий Омбудсмену (Акыйкатчы) предоставляется прежняя работа, а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы либо с его согласия на другом предприятии, учреждении, организации, государственном органе или органе местного самоуправления.
  12. В период срока исполнения своих полномочий Омбудсмен (Акыйкатчы) и его заместители освобождаются от призыва на военную службу и военные сборы.

(В редакции Законов КР от 6 июля 2007 года № 97, 11 июня 2008 года № 114)

 

Статья 7. Досрочное прекращение полномочий Омбудсмена (Акыйкатчы), заместителей Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

Полномочия Омбудсмена (Акыйкатчы), его заместителей досрочно прекращаются в случае:

1) отказа от дальнейшего исполнения обязанностей путем подачи письменного заявления о сложении своих полномочий;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Омбудсмена (Акыйкатчы), заместителей Омбудсмена (Акыйкатчы);

3) вступления в законную силу решения суда о признании лица, занимающего должность Омбудсмена (Акыйкатчы), заместителя Омбудсмена (Акыйкатчы), пропавшим без вести или умершим;

4) смерти лица, занимающего должность Омбудсмена (Акыйкатчы), заместителя Омбудсмена (Акыйкатчы);

5) нарушения ими присяги;

6) перехода на работу или неоставления до принесения присяги работы, не совместимой с выполнением полномочий Омбудсмена (Акыйкатчы), заместителя Омбудсмена (Акыйкатчы);

7) в случае неодобрения доклада Омбудсмена (Акыйкатчы) Жогорку Кенешем;

8) прекращения Омбудсменом (Акыйкатчы), заместителем Омбудсмена (Акыйкатчы) гражданства Кыргызской Республики;

9) признания Омбудсмена (Акыйкатчы), заместителя Омбудсмена (Акыйкатчы) судом недееспособным.

Положение пункта 7 части первой настоящей статьи не распространяется на заместителей Омбудсмена (Акыйкатчы), избранных менее чем за 12 месяцев до заслушивания очередного ежегодного доклада Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики.

Заключение о наличии основания для досрочного освобождения от должности Омбудсмена (Акыйкатчы), его заместителя должна дать специальная комиссия Жогорку Кенеша. За заключение должно проголосовать не менее чем две трети от общего числа членов комиссии.

(Часть третья утратила силу в соответствии с Законом КР от 3 марта 2010 года № 41)

(Часть четвертая утратила силу в соответствии с Законом КР от 3 марта 2010 года № 41)

(В редакции Законов КР от 6 июля 2007 года № 97, 11 июня 2008 года № 114, 3 марта 2010 года № 41)

 

Глава III
Полномочия Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

Статья 8. Права Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

Омбудсмен (Акыйкатчы) имеет право:

1) на безотлагательный прием Президентом, Торага Жогорку Кенеша, Премьер-министром и членами Правительства, председателями Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда, Генеральным прокурором, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил, администрацией мест принудительного содержания граждан, руководителями других государственных органов, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, их должностными лицами;

2) присутствовать на заседаниях Жогорку Кенеша, заседаниях Правительства, Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда, коллегии Генеральной прокуратуры и других коллегиальных органов;

3) обращаться в Конституционную палату Верховного суда с представлением о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, затрагивающих права и свободы человека и гражданина;

4) обращаться в Жогорку Кенеш с ходатайством об официальном толковании законов Кыргызской Республики;

5) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, а также воинские части;

6) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, общественных объединений и политических партий сведения, материалы и документы по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения заявления или жалобы, копии судебных актов, вступивших в законную силу;

7) доступа к информации, связанной со служебной, коммерческой и государственной тайнами, в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики;

8) требовать от должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности содействия проведению проверок деятельности подконтрольных и подчиненных им предприятий, учреждений, организаций, выделения специалистов для участия в проведении проверок, экспертиз и представления соответствующих заключений;

9) приглашать должностных лиц, государственных служащих, граждан Кыргызской Республики, иностранцев и лиц без гражданства для получения от них устных и письменных объяснений относительно обстоятельств, которые проверяются в ходе рассмотрения заявления или жалобы;

10) посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения, учреждения отбывания осужденными наказаний и учреждения принудительного лечения и перевоспитания, психиатрические больницы, беседовать наедине с находящимися в них лицами, получать информацию об условиях их содержания и проверять документацию, удостоверяющую законность их пребывания в указанных учреждениях;

11) присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых судебных заседаниях, при условии согласия лица, в интересах которого судебное разбирательство объявлено закрытым;

12) обращаться в суд с заявлением о защите прав и свобод человека и гражданина, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут этого сделать самостоятельно, а также лично или через своего представителя принимать участие в судебном процессе в случаях и порядке, установленных законом;

13) знакомиться в суде с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, с последующим снятием с них копий;

14) в случае выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина направлять в соответствующие органы акты реагирования Омбудсмена (Акыйкатчы) для принятия ими мер;

15) проверять состояние соблюдения прав и свобод человека и гражданина соответствующими государственными органами, в том числе осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

16) контролировать любую власть в связи с делами, по которым вынесено окончательное решение. Для исполнения своих обязанностей Омбудсмен (Акыйкатчы) имеет доступ к объектам, используемым вооруженными силами, службой государственной охраны;

17) выслушать должностное лицо, ответственное за расследуемое им дело, а также любого работника органа, ведущего производство, и может потребовать проведения расследования руководителем обследуемого органа или руководителем его наблюдательного органа либо органа, который иным образом уполномочен проводить такое расследование в силу закона;

18) поручать компетентным государственным органам и научным учреждениям проведение экспертных и аналитических исследований;

19) обращаться к руководителям прокуратуры и компетентных государственных органов с предложениями по совершенствованию форм и методов взаимодействия в осуществлении надзора и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

20) обращаться в Верховный суд с предложениями об изучении и обобщении судебной практики и даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства и общепризнанных принципов и норм международного права, обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

21) обращаться в Жогорку Кенеш с предложениями о создании парламентской комиссии по расследованию выявленных массовых и грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина или о проведении парламентских слушаний, участвовать в работе указанной комиссии или проводимых слушаниях;

22) вносить Президенту, Правительству предложения по разработке национальных целевых программ и проведении комплексных и скоординированных мероприятий по защите прав и свобод человека и гражданина, участвовать в их осуществлении;

23) направлять государственным органам и органам местного самоуправления предложения по совершенствованию административных процедур.

(В редакции Законов КР от 6 июля 2007 года № 97, 25 февраля 2009 года № 69, 3 марта 2010 года № 41, 23 июня 2011 года № 55)

 

Статья 8-1. Права Омбудсмена (Акыйкатчы) в содействии совершенствованию законодательства

 

В целях содействия совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина Кыргызской Республики Омбудсмен (Акыйкатчы) вправе:

1) получать планы законопроектной деятельности Жогорку Кенеша и Правительства и внесенные в Жогорку Кенеш проекты законов;

2) участвовать в рабочих группах по подготовке проектов законов;

3) давать заключения на направленные соответствующими органами законопроекты;

4) обращаться с предложениями к субъектам права законодательной инициативы об изменении или дополнении действующего законодательства Кыргызской Республики;

5) вносить предложения о заключении, денонсации или приостановлении действия международных договоров.

(В редакции Закона КР от 6 июля 2007 года № 97)

 

Статья 8-2. Акты реагирования Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

Актами реагирования Омбудсмена (Акыйкатчы) являются:

1) представление Омбудсмена (Акыйкатчы) в органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностным лицам для принятия в месячный срок мер по устранению выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина;

2) представление Омбудсмена (Акыйкатчы) в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц и служащих, нарушивших права и свободы человека и гражданина.

(В редакции Закона КР от 6 июля 2007 года № 97)

 

Статья 8-3. Деятельность Омбудсмена (Акыйкатчы) по содействию в развитии международного сотрудничества

 

Деятельность Омбудсмена (Акыйкатчы) по содействию в развитии международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина является частью внешнеполитической деятельности государства по защите своих граждан за его пределами и укреплению связей с соотечественниками, проживающими за рубежом.

В целях содействия развитию международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина Омбудсмен (Акыйкатчы) вправе:

1) устанавливать прямые связи с международными организациями и межгосударственными органами по защите прав человека, национальными органами по правам человека иностранных государств и заключать с ними соглашения о взаимной помощи в защите прав человека;

2) представлять государство в качестве эксперта в международных отношениях в области прав человека;

3) участвовать в подготовке и рассмотрении национальных докладов, представляемых в межгосударственные органы по защите прав человека;

4) являться иностранным (международным) наблюдателем за соблюдением прав и свобод человека; приглашать в порядке, установленном законом, иностранных (международных) наблюдателей;

5) вносить в порядке, установленном законом, предложения о получении от международных организаций технической, финансовой и иной помощи на реализацию планов и проектов в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

(В редакции Закона КР от 6 июля 2007 года № 97)

 

Статья 9. Обязанности Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

  1. Омбудсмен (Акыйкатчы) обязан соблюдать Конституцию, настоящий и другие законы Кыргызской Республики, иные нормативные правовые акты, права и охраняемые законом интересы человека и гражданина, обеспечивать выполнение возложенных на него функций и в полной мере использовать предоставленные ему права.
  2. Омбудсмен (Акыйкатчы) обязан хранить конфиденциальную информацию. Это обязательство действует и после прекращения его полномочий. В случае разглашения таких сведений Омбудсмен (Акыйкатчы) несет ответственность в установленном законодательством порядке. Омбудсмен (Акыйкатчы) не имеет права разглашать полученные сведения о личной жизни заявителя и других причастных к заявителю лиц без их согласия.
  3. Омбудсмен (Акыйкатчы) по завершении проверки жалобы обязан сообщить заявителю о ее результатах.

(В редакции Закона КР от 6 июля 2007 года № 97)

 

Статья 10. Процедура рассмотрения заявлений и жалоб

 

  1. Омбудсмен (Акыйкатчы) рассматривает заявления и жалобы граждан Кыргызской Республики, находящихся в Кыргызской Республике иностранцев и лиц без гражданства либо их представителей, неправительственных организаций, касающиеся решений или действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций, учреждений, предприятий, должностных лиц, государственных служащих, нарушающих права и свободы человека и гражданина, установленные законодательством Кыргызской Республики, международными договорами и соглашениями, участницей которых является Кыргызская Республика.

Здесь не могут быть препятствием гражданство, расовая и национальная принадлежность, религиозные и политические убеждения, место жительства, пол, несовершеннолетие, неправоспособность субъекта, интернирование или изоляция, а также какое-либо особое отношение подчиненности либо зависимости от администрации или государственной власти.

Омбудсмен (Акыйкатчы) осуществляет свою деятельность также на основании сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, которые получает из обращений депутатов Жогорку Кенеша или по собственной инициативе.

  1. Заявления и жалобы Омбудсмен (Акыйкатчы) рассматривает только в том случае, если заявитель оспаривает вступившее в законную силу решение вышестоящего органа, административного органа или суда, и когда заявления или жалобы касаются нарушения прав и свобод человека при рассмотрении вопроса.
  2. Омбудсмен (Акыйкатчы) имеет право не рассматривать заявления или жалобы, по которым им было раньше принято решение, если не возникли новые обстоятельства.
  3. Омбудсмен (Акыйкатчы) не рассматривает обстоятельства дела по тем жалобам, которые уже являются предметом судопроизводства, и прекращает свои действия, если уже после их начала заинтересованное лицо направит жалобу или апелляцию в суд либо Конституционную палату Верховного суда. В любом случае Омбудсмен (Акыйкатчы) проявляет заботу о том, чтобы соответствующий орган рассмотрел в определенный срок и в определенной форме направленные ему жалобы и апелляции.
  4. Органы государственной власти не могут направлять жалобы Омбудсмену (Акыйкатчы) по делам, находящимся в пределах их компетенции.
  5. Рассмотрение Омбудсменом (Акыйкатчы) заявления или жалобы не может воспрепятствовать рассмотрению аналогичных заявления или жалобы в соответствующей международной организации.
  6. Заявления, жалобы и письма, направленные Омбудсмену (Акыйкатчы) лицами, находящимися в местах задержания, предварительного заключения и других местах ограничения свободы, являются конфиденциальными, их вскрытие и цензура запрещаются; они незамедлительно должны быть переданы Омбудсмену (Акыйкатчы).
  7. Разговоры Омбудсмена (Акыйкатчы) либо его представителей с лицами, указанными в предыдущих пунктах, нельзя подслушивать или вводить в них помехи.
  8. Обращения подаются Омбудсмену (Акыйкатчы) в письменной форме в течение года со дня выявления нарушения прав и свобод человека и гражданина. При наличии исключительных обстоятельств этот срок может быть продлен Омбудсменом (Акыйкатчы), но не более чем до двух лет.
  9. Заявление или жалоба должны быть подписаны заинтересованным лицом и содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, если таковые принимались.
  10. Заявление и жалоба государственной пошлиной не облагаются.
  11. Услуги, оказываемые заинтересованному лицу Омбудсменом (Акыйкатчы), являются безвозмездными.
  12. Омбудсмен (Акыйкатчы) регистрирует внесенные жалобы и выдает расписки в получении этих жалоб, которые затем он принимает к рассмотрению либо отклоняет. В последнем случае он делает это в мотивированном письме, информируя заинтересованное лицо о лучших возможностях ведения дела, если, по его мнению, такие существуют, не препятствуя заинтересованному лицу предпринять те действия, которые он сам сочтет лучшими.
  13. Поданная Омбудсмену (Акыйкатчы) жалоба может быть отозвана заявителем или его представителем.
  14. Омбудсмен (Акыйкатчы) не рассматривает анонимные жалобы и может отклонить те, в которых констатирует наличие недобросовестности, немотивированности, отсутствие притязаний, а также другие жалобы, рассмотрение которых нанесет вред законным правам третьего лица. Его решения не подлежат обжалованию.
  15. По получении заявления или жалобы Омбудсмен (Акыйкатчы) самостоятельно принимает решение о начале проверки.
  16. О принятом решении Омбудсмен (Акыйкатчы) сообщает государственному органу, предприятию, учреждению, организации, должностному лицу либо государственному служащему, решение или действия (бездействие) которых обжаловано с тем, чтобы в срок до тридцати дней они направили письменные объяснения по вопросам, подлежащим выяснению.
  17. Отказ или упущение со стороны государственного служащего или его руководителей, связанные с представлением запрошенного доклада, могут быть сочтены Омбудсменом (Акыйкатчы) действием, направленным против его обязанностей. Такой факт он немедленно предает гласности и сообщает о нем в годовом или специальном докладе.
  18. Отказ в принятии обращения к рассмотрению должен быть мотивированным.

(В редакции Законов КР от 6 июля 2007 года № 97, 23 июня 2011 года № 55)

 

Статья 11. Доклады Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

  1. До 1 апреля каждого года Омбудсмен (Акыйкатчы) представляет Жогорку Кенешу годовой доклад за период с 1 января по 31 декабря предыдущего года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и их должностными лицами, которые нарушали своими действиями (бездействием) права и свободы человека и гражданина, и о выявленных недостатках в законодательстве о защите прав и свобод человека и гражданина.
  2. В своем ежегодном докладе Омбудсмен (Акыйкатчы) указывает число и характер поступивших жалоб, включая жалобы, которые были отклонены (с указанием причин их отклонения) и жалобы, ставшие предметом рассмотрения.
  3. В ежегодном докладе Омбудсмена (Акыйкатчы) должны быть названы органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица, которые нарушали права и свободы человека, не считались с рекомендациями Омбудсмена (Акыйкатчы) о мерах по восстановлению этих прав.
  4. Ежегодный доклад Омбудсмена (Акыйкатчы) должен содержать общие оценки, заключения и рекомендации по обеспечению прав и свобод человека в стране.
  5. Доклад Омбудсмена (Акыйкатчы) снабжается приложением, содержащим бюджетный отчет учреждения за отчетный период.
  6. Устное изложение доклада осуществляется Омбудсменом (Акыйкатчы) на заседании Жогорку Кенеша, причем депутатские объединения могут выступить для определения своего отношения к нему.
  7. При необходимости Омбудсмен (Акыйкатчы) может представить Жогорку Кенешу специальный доклад (доклады) по отдельным вопросам соблюдения в Кыргызской Республике прав и свобод человека и гражданина.
  8. По ежегодному и специальному докладам Омбудсмена (Акыйкатчы) Жогорку Кенеш принимает постановление большинством голосов от общего числа депутатов.
  9. Ежегодные и специальные доклады Омбудсмена (Акыйкатчы) подлежат опубликованию в Ведомостях Жогорку Кенеша и других официальных средствах массовой информации.
  10. Ежегодный доклад Омбудсмена (Акыйкатчы) подлежит опубликованию в печатных средствах массовой информации в порядке, установленном законом.
  11. Специальный доклад публикуется в печатных средствах массовой информации по решению Омбудсмена (Акыйкатчы).

(В редакции Законов КР от 6 июля 2007 года № 97, 11 июня 2008 года № 114)

 

Статья 11-1. Гласность деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

  1. Деятельность Омбудсмена (Акыйкатчы) по осуществлению контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является гласной и освещается в средствах массовой информации, за исключением конфиденциальной информации.
  2. Омбудсмен (Акыйкатчы) вправе опубликовывать в периодических печатных изданиях информацию о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, методах и формах их защиты, иметь собственные печатные и иные издания о правах человека.
  3. Гарантии по освещению деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы) в средствах массовой информации устанавливаются законом.

(В редакции Закона КР от 6 июля 2007 года № 97)

 

Статья 11-2. Официальное периодическое издание Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

Для распространения знаний о правах человека, формах и методах их защиты, а также деятельности по осуществлению контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Омбудсмен (Акыйкатчы) учреждает официальное периодическое печатное издание.

(В редакции Закона КР от 6 июля 2007 года № 97)

 

Статья 11-3. Награды, премии и памятные знаки Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

В целях поощрения деятельности, направленной на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, Омбудсмен (Акыйкатчы) учреждает награды, премии и памятные знаки.

(В редакции Закона КР от 6 июля 2007 года № 97)

 

Глава IV
Ответственность органов государственной власти и их работников

 

Статья 12. Обязанность содействия со стороны запрошенных организаций

 

  1. Все органы государственной власти обязаны в срочном и приоритетном порядке оказывать помощь Омбудсмену (Акыйкатчы) в его расследованиях и инспекциях.
  2. На стадиях проверки жалобы и расследования по ней или действий, предпринятых в силу занимаемой должности, Омбудсмен (Акыйкатчы), его заместители либо откомандированное им лицо могут явиться лично в любой государственный орган, учреждение или ведомство и ознакомиться со всеми нужными ему сведениями, провести беседы с соответствующими лицами, а также изучить все необходимые документы.
  3. Государственные органы не могут отказать Омбудсмену (Акыйкатчы) в доступе к какому-либо документу административного характера, если он имеет отношение к деятельности либо службе, являющейся предметом расследования.
  4. Если рассматриваемая жалоба касается поведения служащих органов государственной власти в связи с совершенными ими действиями, Омбудсмен (Акыйкатчы) уведомляет об этом причастных к делу лиц и их непосредственного начальника или вышестоящую организацию.
  5. Омбудсмен (Акыйкатчы) может проверить достоверность представленных документов и предложить работнику органа государственной власти, причастному к делу, беседу с целью получения дополнительных сведений. От работников органа государственной власти, отказавшихся от беседы, Омбудсмен (Акыйкатчы) может потребовать представления в письменной форме своего решения с указанием причин отказа.
  6. Сведения, полученные от работника органа государственной власти в результате его личных показаний, которые в ходе расследования могут повлечь негативные последствия в отношении него, носят конфиденциальный характер, что не противоречит положениям закона об уголовном судопроизводстве, относящимся к выявлению фактов, которые носят признаки состава преступления.

(В редакции Закона КР от 6 июля 2007 года № 97)

 

Статья 13. Ответственность органов государственной власти и их работников

 

  1. Воспрепятствование работе Омбудсмена (Акыйкатчы) или его расследованию со стороны какого-либо органа и его работников может быть предметом специального доклада, а также упоминания в соответствующей главе ежегодного доклада.
  2. В случае воспрепятствования со стороны работника органа государственной власти в проведении Омбудсменом (Акыйкатчы) расследования, а также его отказа или недобросовестного отношения к представлению докладов, требуемых Омбудсменом (Акыйкатчы), актов и административной документации, необходимой для расследования, Омбудсмен (Акыйкатчы) направляет в Генеральную прокуратуру заявление в целях принятия должных мер.

 

Глава V
Организация деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

Статья 14. Аппарат Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

  1. Омбудсмен (Акыйкатчы) утверждает Регламент своей деятельности, в котором подробно определяет организацию и способ деятельности.
  2. Для обеспечения деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы) создается рабочий Аппарат Омбудсмена (Акыйкатчы). Структура, штатное расписание, порядок и организация работы Аппарата определяются Омбудсменом (Акыйкатчы).
  3. Омбудсмен (Акыйкатчы) и его Аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Кыргызской Республики.
  4. Права, обязанности и ответственность сотрудников Аппарата Омбудсмена (Акыйкатчы), а также условия прохождения ими государственной службы определяются Законом Кыргызской Республики «О государственной службе» и законодательством Кыргызской Республики о труде.
  5. Омбудсмен (Акыйкатчы) обеспечивается нормативными правовыми актами, принятыми Жогорку Кенешем, а также информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Аппаратом Президента, Правительством, Конституционной палатой Верховного суда, Верховным судом, Генеральной прокуратурой, иными государственными органами и органами местного самоуправления.

(В редакции Законов КР от 6 июля 2007 года № 97, 23 июня 2011 года № 55)

 

Статья 15. Жалованье

 

Лицу, занимающему должность Омбудсмена (Акыйкатчы), выплачиваются вознаграждение и средства на издержки в том же размере, что и Торага Жогорку Кенеша.

 

Статья 16. Финансирование деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы)

 

  1. Финансирование деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы) и его Аппарата осуществляется из средств республиканского бюджета.
  2. В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы) и его Аппарата. Объем этих средств определяет Жогорку Кенеш по представлению Омбудсмена (Акыйкатчы).
  3. Омбудсмен (Акыйкатчы) самостоятельно разрабатывает и исполняет смету расходов.
  4. Финансирование деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы) и его Аппарата может также осуществляться за счет средств, получаемых от других государств и международных организаций на основе договоров (соглашений), заключаемых Кыргызской Республикой или Омбудсменом (Акыйкатчы), а также из других источников, не противоречащих действующему законодательству Кыргызской Республики.
  5. Финансовая отчетность представляется Омбудсменом (Акыйкатчы) в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 17. О введении в действие настоящего Закона

  1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.
  2. Выборы первого Омбудсмена (Акыйкатчы) должны быть назначены Жогорку Кенешем в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона, не позднее чем за один месяц до истечения года, в котором вступил в силу настоящий Закон.

См.:

постановление ЗС Жогорку Кенеша КР от 14 ноября 2002 года З № 921-II «О дате выборов Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики»

  1. Правительству в трехмесячный срок после принятия настоящего Закона представить Жогорку Кенешу:

предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим Законом;

решить организационно-технические вопросы, связанные с введением института Омбудсмена (Акыйкатчы) в Кыргызской Республике.

 

        Президент

Кыргызской Республики

 

А. Акаев

 

Поделиться ссылкой: